Кутузовский проспект, 45
+7 (495) 660-24-54

Комментарии и статьи наших специалистов

В соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 г. № 148н (далее по тексту – Инструкция № 148н) и ранее действующих аналогичных нормативных документов бюджетный учет товаров для перепродажи, как и других материальных запасов, осуществляется по фактической стоимости.

Согласно п.52 Инструкции № 148н фактическая стоимость товаров для перепродажи формируется, исходя из их покупной стоимости, увеличенной на:

  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;
  • суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением данного вида материальных запасов.

Товары для перепродажи, как и готовая продукция, произведенная самим учреждением, в соответствии с Планом счетов бюджетного учета отражаются в нем как отдельный вид нефинансовых активов.

Данные виды материальных запасов изначально могут быть предназначены не только для реализации сторонним лицам, но и могут быть использованы непосредственно на нужды учреждения. Учитывая, что приобретение продуктов, а также производство из них готовых блюд, для обеспечения уставных нужд учреждения (например, организации бесплатного питания пациентов стационарных медицинских учреждений) осуществляется за счет выделяемых учреждению бюджетных средств, а розничная торговля и платные услуги общественного питания – за счет средств от приносящей доход деятельности, учреждение обязано организовать раздельный учет перечисленных операций в зависимости от источников их финансирования. В противном случае реализация продуктов питания, приобретенных учреждением для обеспечения основных (бюджетных) потребностей, может быть произведена только по распоряжению вышестоящего органа, выручка от такой реализации является выручкой от реализации государственного имущества (т.е. подлежит после ее получения и уплаты всех установленных действующим законодательством налогов сдаче в доход бюджета , т.к. учреждение не является собственником данного имущества), а начисленный на стоимость реализованных на таких условиях материальных запасов НДС подлежит уплате в бюджет учреждением, как налоговым агентом (поскольку реализуется не принадлежащее учреждению имущество).

Учитывая вышеизложенное:

  • реализация материальных запасов в общем случае отражается в бюджетном учете бухгалтерскими проводками: Дт 2 205 09 560 / Кт 2 401 01 172 на стоимость их реализации без НДС и Дт 2 205 10 560 / Кт 2 401 01 180 (или Кт 2 303 05 730) на сумму начисленного на указанную стоимость НДС с последующим перечислением полученных сумм в бюджет в виде неналоговых доходов и задолженности агента по НДС;
  • реализация товаров и готовой продукции отражается в бюджетном учете бухгалтерскими проводками: Дт 2 205 03 560 / Кт 2 401 01 130 на стоимость их реализации с учетом НДС и Дт 2 401 01 130 / Кт 2 303 04 730 на сумму начисленного на указанную стоимость НДС.

Учитывая тот факт, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 63-ФЗ в статью 161 Бюджетного Кодекса РФ с 01.01.2008 года бюджетные учреждения были лишены самостоятельности в использовании выручки, полученной от приносящей доход деятельности, реализация сторонним лицам продуктов и услуг общественного питания должна осуществляться по утвержденным вышестоящим органом продажным ценам и тарифам.

В настоящем материале будут проанализированы порядок и особенности отражения в бюджетном учете и налогообложения операций по использованию учреждениями продуктов питания в сфере розничной торговли и платных услуг общественного питания.



Возврат к списку