Кутузовский проспект, 45
+7 (495) 660-24-54

Комментарии и статьи наших специалистов

3. Особенности налогообложения операций по реализации бюджетным учреждением продуктов и услуг общественного питания

Среди особенностей налогообложения операций по реализации бюджетными учреждениями продуктов и услуг общественного питания (в виде приготовления и реализации готовых блюд) следует отметить следующие:

  • Несмотря на то, что приобретение продуктов питания, используемых для последующей реализации (прямо или в рамках услуг общественного питания) может облагаться НДС по разным ставкам (например, на молочные продукты) или вообще быть освобождено от обложения НДС (например, при приобретении продуктов у организаций, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения), выручка от последующей реализации учреждением изготовленных на из этих продуктов готовых блюд, подлежит обложению НДС по ставке 18 %, если само учреждение не пользуется какими-либо льготами по данному налогу.
  • Сформированная в бюджетном учете первоначальная стоимость готовых блюд может отличаться от стоимости данных активов, определенной для целей налогообложения. Отклонения между указанными выше показателями может возникнуть в случаях, когда отдельные продукты, используемые для приготовления блюд в рамках оказания платных услуг общественного питания, были получены учреждением безвозмездно в рамках внутриведомственных расчетов с вышестоящим распорядителем бюджетных средств или оплачены бюджетными средствами, и по этим причинам их стоимость не подлежит отнесению на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.
  • Особо следует обратить внимание на практику применения в отношении точек общественного питания требований статьи 275.1 НК РФ «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств».

Согласно указанной статье налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В частности, возникший убыток по таким обслуживающим производствам, если стоимость оказания им соответствующих услуг существенно не отличается от условий деятельности специализированных организаций, для которых аналогичная деятельность является основной, учреждение-налогоплательщик вправе перенести этот убыток на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности. Учитывая, что цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые бюджетным учреждением с 01.01.2008 года централизованно утверждаются вышестоящими органами, возникновение убытков в анализируемой сфере розничной торговли продуктами и оказания платных услуг общественного питания весьма вероятно.

В соответствии с требованиями статьи 275.1 НК РФ для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобные хозяйства, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам.

Хотя в приведенном в статье 275.1 НК РФ перечне обслуживающих производств и хозяйств точки общественного питания прямо не значатся, риск отнесения их под действие указанной статьи НК РФ, в случае реализации ими части своей продукции собственным работникам, довольно высок.

В целях снижения описанных выше рисков претензий со стороны налоговых органов необходимо обеспечить достаточную самоокупаемость анализируемой коммерческой деятельности бюджетного учреждения путем организации эффективного управления себестоимостью соответствующих товаров и услуг, а также своевременного пересмотра по согласованию с вышестоящим органом отпускных цен на соответствующие товары и услуги.


1 2 3 4 5 6  следующая 

Возврат к списку