Кутузовский проспект, 45
+7 (495) 660-24-54

Комментарии и статьи наших специалистов

Требования Минфина РФ и налоговых органов были бы справедливы, в случае, если вопреки требованиям Гражданского Кодекса РФ бюджетное учреждение сдает закрепленное за ним имущество самостоятельно (без участия органов управления имуществом) . В этом случае, учреждение действительно позиционируется условиями «двусторонних» договоров аренды как Арендодатель, получает на свои внебюджетные лицевые счета арендную плату и, несомненно, является налогоплательщиком по налогу на прибыль. Но даже в этом, случае, учитывая, что в соответствии с требованиями гражданского законодательства учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним в оперативное управление имуществом, полученная им сумма арендной платы (без НДС) за минусом начисленного на нее налога на прибыль подлежит сдаче в доход соответствующего бюджета как незаконно полученный доход.

Кстати, при этом на счета учреждения должен поступать и начисленный на сумму арендной платы НДС, т.к. учреждение не является, в отличие от органа управления имуществом, «органом государственной власти и управления» или «местного самоуправления» и требования п.3 статьи 161 НК РФ на него не распространяются.

Описанная выше проблема начала решаться только в 2008 году. Так, 29.04.2008 г. было подписано письмо Минфина РФ № 01-СШ/30, в котором на основании совокупного анализа норм налогового и бюджетного законодательства сделан вывод об отсутствии механизма уплаты бюджетными учреждениями налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление имущества, из чего делается вывод об отсутствии оснований для начисления пеней на образовавшуюся в связи с указанными обстоятельствами недоимку по налогу на прибыль, а также привлечения учреждений к налоговой ответственности.

Указанное письмо не отменяет требования о начислении налога на прибыль на суммы начисленной учреждениями арендной платы. Конечно, учитывая, что до 01.01.2009 года отсутствовал механизм начисления и уплаты данного налога в отношении бюджетных учреждений, последние могут использовать данное письмо Минфина РФ для защиты в судебных разбирательствах от требований налоговых органов в части начисления за указанные периоды налоговых санкций.

Однако, в самом письме Минфина РФ 29.04.2008 г. № 01-СШ/30 уже был намечен выход из описанной выше проблемной ситуации с обложением налогом на прибыль начисляемой бюджетными учреждениями арендной платы в виде выделения последним из бюджета дополнительных бюджетных средств по статье КОСГУ 290 на выплату данного налога (по аналогии с уже действующим порядком финансирования операций по уплате земельного налога и налога на имущество). Окончательно, данный порядок был регламентирован письмом Минфина РФ от 14.11.2008 г. № 02-03-0/3471. Поэтому с 01.01.2009 г. никаких правовых ограничений на начисление и уплату бюджетными учреждениями в бюджет налога на прибыль с начисленной ими арендной платы не имеется.

В результате вышеизложенного бюджетные учреждения в 2009 году в соответствии с письмом Минфина РФ от 14.11.2008 г. № 02-03-0/3471 должны запланировать свою потребность в бюджетных средствах на уплату налога на прибыль с арендной платы, получаемой от сдачи в аренду сторонним организациям закрепленного за ними бюджетного имущества по КОСГУ 290 не только на текущий год, но и на погашение своей задолженности перед бюджетом по данному налогу за 2006-2008 гг.

Таким образом, при сдаче в аренду закрепленного в оперативное управление имущества бюджетному учреждению следует четко соблюдать следующие требования, а именно:

  • оформлять такую аренду исключительно трехсторонним договором, согласно которому учреждение выступает исключительно как балансодержатель сдаваемого в аренду имущества;
  • предусматривать в договоре, что арендатор перечисляет суммы арендной платы, а также начисленного на нее НДС, не на счета учреждения, а непосредственно в доход соответствующего бюджета, о чем информирует учреждение для отражения в бюджетном учете последнего операций по контролю своевременности и полноты указанных платежей;
  • в случае, если по каким-либо причинам учреждение сдает закрепленное за ним в оперативное управление имущество сторонним организациям на основе «двухстороннего» договора (т.е. выступает Арендодателем), оно все равно должно указать в таком арендном договоре отдельные реквизиты для уплаты в бюджет арендной платы (с возможностью получения за счет указанных поступлений дополнительного бюджетного финансирования) и для перечисления на свой внебюджетный лицевой счет сумм начисленного на арендную плату НДС (с последующим перечислением данного налога в бюджет на условиях, аналогичных применяемым к прямому перечислению этого налога арендаторами и регламентируемыми п.3 статьи 161 НК РФ);
  • если же согласно условиям «двухстороннего» арендного договора и арендная плата, и начисленный на нее НДС поступают на внебюджетные счета учреждения, то в соответствии с письмом Минфина РФ от 22.02.2006 г. № 02-05-03/366 учреждение обязано:
    • перечислить в бюджет в качестве налогового агента всю сумму полученного НДС;
    • удержать из полученной на указанных условиях суммы арендной платы (без НДС) и перечислить в бюджет налог на прибыль;
    • оставшуюся часть полученной суммы перечислить в доход соответствующего бюджета с возможностью получения за ее счет дополнительного бюджетного финансирования.


Возврат к списку