Администраторы поступлений в бюджет: их функции, организация работы, особенности бюджетного учета.
Администраторы доходов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса. Ведь от их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а следовательно, и состояние основных источников финансирования всех остальных субъектов бюджетной системы. Об особенностях организации бюджетного учета данных учреждений и пойдет речь в настоящем материале.
1. Порядок администрирования доходов бюджета
В соответствии со статьей 6 БК РФ администраторами доходов бюджета (далее по тексту – Администратор доходов) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если перечисленные выше организации в соответствии с законодательством РФ имеют в своем ведении других администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, то такие органы называются главными администраторами доходов бюджета.
В соответствии с п.2 статьи 20 БК РФ перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. В частности, Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ, а также приложением № 6 к приказу Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н (далее по тексту – Указания № 145н). Иные нормативно-правовые акты, подтверждающие полномочия федеральных органов государственной власти (их территориальных органов) по осуществлению функций администратора, не требуются.
Мероприятия по администрированию поступлений в бюджеты можно условно разделить на несколько этапов.
Первым этапом по администрированию поступлений в бюджет является принятие закона о бюджете на соответствующий период, а также постановлений органов исполнительной власти по реализации данного закона. В отношении федерального бюджета на 2009 год такими документами являются Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», а также Постановление Правительства РФ от 24.12.2006 № 987 о мерах по его реализации. Аналогичные нормативно-правовые акты приняты в отношении своих бюджетов в соответствующих субъектах РФ и муниципальных образованиях. Кроме того, в целях проведения единой бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней Минфин РФ в соответствии со ст. 7 БК РФ:
- устанавливает, детализирует и определяет порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, путем регулярной разработки Указаний о применении бюджетной классификации (действующие в настоящее время Указания утверждены приказом Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н (далее по тексту – Указания № 145н);
- установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов (порядок организации бюджетного учета определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н (далее по тексту – Инструкция № 148н), а порядок формирования и представления бюджетной отчетности – приказом Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н (далее по тексту – Инструкция № 128н)).
На втором этапе в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 24.12.2006 № 987 соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета - администратор поступлений обязан утвердить нормативный правовой акт, который должен содержать положения, в соответствии с которыми территориальные органы администратора поступлений в федеральный бюджет (распорядители средств федерального бюджета), федеральные бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, наделяются полномочиями по администрированию конкретных поступлений в федеральный бюджет.
Органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями администратора доходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов в соответствии с законодательными актами субъекта РФ. При этом источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов закрепляются за администраторами поступлений в бюджет при условии, если администрирование данных источников доходов не закреплено законодательством РФ за органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ.
Органы местного самоуправления наделяются полномочиями администратора доходов местных бюджетов в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Источники доходов бюджетов муниципальных образований закрепляются за администраторами соответствующего уровня при условии, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, органами государственной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления).
Полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджета определены статьей 160.1 БК РФ и детализированы Указаниями № 145н, а также Правилами осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (далее по тексту – Правила № 995).
Закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за главными администраторами доходов бюджета осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством РФ и приложением 6 к Указаниям № 145н.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляют источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за главными администраторами доходов бюджета - органами государственной власти субъектов РФ и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и Приложением 6 к Указаниям № 145н (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ).
В соответствии с закреплением доходов бюджета за теми или иными главными администраторами последними в соответствии с требованиями Указаний № 145н определяются для подведомственных им администраторов доходов соответствующие коды администраторов доходов бюджета, а также порядок администрирования конкретных видов доходов соответствующих бюджетов.
Приложениями к постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 определен также Перечень источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, исполняющих в отношении указанных в нем доходов функции главных администраторов. Таким образом, финансовые органы соответствующих субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений и т.п.), в части доходов, перечисленных в указанном Перечне, могут быть только администраторами доходов и выполнять соответствующие функции только в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти. При этом, указанные в Перечне федеральные органы исполнительной власти выполняют функции главных распорядителей доходов соответствующих бюджетов более низкого уровня:
- либо в обязательном порядке (раздел I Перечня), что подразумевает полное и всестороннее регламентирование деятельности подведомственных администраторов доходов (поступлений);
- либо в инициативном - в пределах своей компетенции (раздел II Перечня), что допускает регламентирование отдельных вопросов сбора и использования соответствующих доходов на уровне финансовых органов субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений и т.п.), но в рамках общих требований, установленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти..
Согласно требованиям Указаний № 145н в рамках бюджетного процесса главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- формирует перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета;
- представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
- формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
На третьем этапе согласно п.3 Правил № 995 администраторы доходов бюджетов в 2-недельный срок после доведения до них главным администратором доходов бюджетов, в ведении которого они находятся, порядка осуществления полномочий администратора доходов бюджетов, заключают с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации соглашение об информационном взаимодействии по форме, утвержденной Федеральным казначейством, а также обеспечивают заключение соглашений (договоров) об обмене информацией в электронном виде (форма информационного взаимодействия администраторов доходов бюджета, подведомственных ЦБ РФ, устанавливаются Федеральным казначейством совместно с Центральным банком Российской Федерации).
Указанное соглашение определяет формат передачи территориальным ОФК информации о поступлениях в бюджеты бюджетной системы администратором поступлений (территориальным органом администратора поступлений), а также передачи информации об уточнении вида принадлежности платежа, принятых решениях о возврате плательщикам излишне уплаченных сумм. Первичные документы, включаемые в состав формата передачи, оформляются в соответствии с требованиями, установленными приказами Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н и от 05.09.2008 № 92н (Приказом Минфина РФ от 02.06.2009 № 68н в утвержденный приказом Минфина РФ от 05.09.2008 № 92н Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации внесены изменения, вступающие в силу с 01.10.2009 года. Дальнейшее изложение материала будет осуществляться с учетом внесенных изменений). Сроки и формы передачи информации (в электронном или бумажном виде) также устанавливаются соглашением.
Следующим этапом администрирования доходов бюджета можно считать организацию и ведение бюджетного учета соответствующих финансово-хозяйственных операций, осуществляемых администраторами указанных доходов. На основании указанных первичных документов отражают в бюджетном учете соответствующие операции по поступлениям, который ведут финансовые органы, ОФК и администраторы поступлений в соответствии с Инструкцией № 148н.
И наконец, завершающим этапом администрирования является формирование и представление администраторами доходов в соответствующие финансовые и контролирующие органы бюджетной отчетности по результатам своей деятельности. Основные показатели и формы бюджетной отчетности в данной сфере определены Инструкцией
о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной
приказом Минфина РФ от 13.11.2008 г. № 128н.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 03.07.2006 № 413 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 03.09.20086 № 656) определены формы документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации. Как правило, указанные формы финансовой отчетности представляют органы исполнительной власти, являющиеся главными администраторами соответствующих доходов федерального бюджета. Однако, для формирования данной финансовой отчетности указанные органы могут регламентировать для подведомственных им администраторов доходов формирование и представление в их адрес аналогичных форм отчетности. Кроме того, соответствующими законодательными актами предоставление указанных форм финансовой отчетности могут быть установлено в отношении контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Систему администрирования доходов бюджета, обязанностей главных администраторов доходов бюджета и порядок их взаимодействия с финансовыми и контрольными органами, органами Федерального казначейства, а также с подведомственными администраторами бюджетных поступлений можно проиллюстрировать (см.рис.).
2. Порядок ведения бюджетного учета по администрированию доходов бюджета
Администратор доходов бюджета ведет бюджетный учет как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления. Следовательно, администратору поступлений (территориальному органу администратора поступлений) следует определиться, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие - учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.
При организации бюджетного учета операций по администрированию доходов бюджета следует учесть:
- наличие у организации, ведущей бюджетный учет получаемых доходов, правового статуса администратора бюджетных доходов;
- структуру администрируемых доходов (отнесение их к налоговым или неналоговым доходам бюджета, что определяется соответственно статьей 41 БК РФ);
- установленный действующим федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ и/или муниципального образования, порядок зачисления соответствующих доходов в бюджет (с использованием или без использования единого счета доходов в ОФК);
- порядок перераспределения полученных доходов между бюджетами разных уровней;
- приказом Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н (в настоящее время приказ Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н находится на регистрации в Минюсте РФ, поэтому внесенные им изменения в Инструкцию № 148н могут в процессе данной регистрации измениться) в Инструкцию № 148н были внесены существенные изменения, регламентирующие порядок организации бюджетного учета администраторов доходов.
Учитывая перечисленные выше факторы прядок отражения в бюджетном учете администраторов доходов бюджета финансово-хозяйственных операций, связанных с выполнением ими указанных функций, имеет следующие особенности:
- Операции по администрированию доходов бюджета осуществляются соответствующими администраторами на основании данных отчетности бюджетных учреждений, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа и органа Федерального казначейства. Администрирование доходов отражается в бюджетном учете администраторов в виде изменения их обязательств по перечислению доходов на единые счета бюджетов, открытые соответствующим финансовым органам. В случаях, если функции администратора доходов возложены на бюджетные учреждения-получателей (например, налоговые и таможенные органы, а также учреждения осуществляющие приносящую доход деятельность), последние имеют лицевые счета в ОФК, но только как бюджетные учреждения. Отражение операций по получению на указанные счета (Дт 1 304 05 ххх / Кт 1 401 01 1хх или Дт 2 201 01 510 / Кт 2 401 01 1хх) и перечислению с них сумм доходов в бюджет (Дт 1 210 02 560 / Кт 1 304 05 ххх или Дт 2 210 02 560 / Кт 2 201 01 610) отражаются в их бюджетном учете параллельно с операциями по администрированию соответствующих доходов и не относятся к категории последних (указанные операции фактически задваивают обороты по задолженности учреждения, являющегося администратором доходов бюджета, что, однако, устраняется путем такого же «двойного» списания задолженности как в учете операций по получению-перечислению средств, так и по администрированию соответствующих доходов бюджета).
- Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что операции по администрированию доходов бюджета всегда связаны с пополнением единых счетов соответствующих бюджетов (за исключением администрирования доходов от приносящей доход деятельности), все операции по администрированию доходов целесообразно отражать с использованием кода источника финансирования «1», независимо от того, какой код источника финансирования используется при отражении в учете операций по фактическому получению и перечислению сумм доходов с лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществляющих функции администраторов доходов бюджета.
- Полученные и отраженные в бюджетном учете администратора доходы в ряде случаев подлежат распределению между несколькими бюджетами (едиными счетами бюджетов). Поэтому отражение доходов в бюджетном учете администраторов и соответствующих финансовых органов на одном счете бюджетного учета 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами» приводило к возникновению неувязок между отчетами финансового органа и администратора доходов (ведь перечисление сроки расчетов с финансовым органом и с обслуживающим администратора ОФК могут не совпадать по времени). Поэтому с 01.01.2009 года Инструкцией № 148н в План счетов бюджетного учета для администраторов доходов был введен специальный промежуточный счет 0 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства».
- Детализация счетов 0 205 хх 560, 0 210 02 ххх, 0 210 04 ххх по видам администрируемых налогов и сборов осуществляется на основании первых 17 знаков соответствующего счета (кода ведомственной и функциональной классификации доходов бюджета).
- Начисление доходов в бюджетном учете соответствующего администратора осуществляется на основании данных бюджетной (налоговой) отчетности подведомственных организаций, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа.
- Поступление и перечисление доходов на единый счет доходов бюджета отражаются на основании Справок (ф.0531468), предоставляемых ОФК. Форма Справки (ф.0531468) определена приказом Минфина РФ от 05.09.2008 № 92н.
- Возврат излишне начисленных доходов может производиться следующими способами:
o путем списания обратной проводкой излишних начислений – если доходы только начислены согласно данных отчетности учреждений или иных документов и фактически не поступили на счета администратора или единый счет бюджета;
o путем списания с расчетов администратора доходов (Дт 1 205 00 000 /Кт 1 210 04 000) – если полученные доходы еще не были распределены между едиными счетами бюджетов;
o путем списания с расчетов с соответствующими финансовыми органами (Дт 1 205 00 000 / Кт 1 210 02 000) – если доходы фактически уже были распределены между едиными счетами бюджетов.
- В соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н в п.149 Инструкции № 148н все учреждения, использующие бухгалтерский счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» названы администраторами доходов бюджета (администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Таким образом, правовой статус администратора бюджетных доходов должен быть присвоен всем бюджетным учреждениям в части их поступлений от приносящей доход деятельности, а также от использования закрепленного за ними государственного имущества.
- При администрировании доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг требованиями действующего законодательства (в частности, приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 88н) не предусмотрено обязательная сдача данных доходов на единый счет соответствующего бюджета, как неналоговых поступлений (статья 41 БК РФ). Более того, остатки данных поступлений могут в конце года не подлежат сдаче в доход бюджета и могут использоваться для финансирования потребности учреждений в следующем году в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Вместе с тем, в целях повышения эффективности учета и использования таких доходов законодательными актами отдельных регионов предусмотрено зачисление их на единые счета соответствующих бюджетов с последующим возвратом на счета учреждений-получателей (в виде внебюджетных средств или средств дополнительного бюджетного финансирования). В результате, порядок бюджетного учета операций по администрированию данных доходов следует более детально прописать в методических документах соответствующего финансового органа субъекта РФ или муниципального образования.
- При отражении в бюджетном учете администратора доходов бюджета операций, связанных с получением и возвратом межбюджетных трансфертов следует учитывать, что полученные в прошлых годах и неиспользованные по целевому назначению трансферты в соответствии с условиями их предоставления могут:
o либо подлежать возврату в бюджет, из которого они были получены (в этом случае, задолженность по получению такого дохода трансформируется в бюджетном учете администратора в его задолженность по возврату трансферта);
o либо засчитываться в счет получения трансфертов в текущем финансовом году (списание в этом случае нереальной к взысканию суммы возврата трансфертов прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора доходов не в корреспонденции со счетов 0 205 00 000, в по счету 0 206 12 000).
- Пункты 215 и 216 Инструкции № 148н, регламентирующие использование бухгалтерского счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», приказом Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н были дополнены положениями по организации бюджетного учета администраторов доходов бюджета, в части операций по администрированию отдельных доходов, полученных подведомственными администратору бюджетными учреждениями (администраторами более низкого уровня, а также филиалами бюджетных учреждений). К таким доходам относятся, в частности, получаемые указанными организациями поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, от возмещения утрат и недостач имущества и т.п. Поскольку указанные выше доходы бюджета носят несистемный характер, либо будут отражены в бюджетном учете администраторов более низкого уровня, операции по их администрированию теперь отражаются в бюджетном учете с использованием счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» вместо счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения».
Учитывая вышеизложенное, операции по начислению доходов учреждениями-получателями и администраторами доходов отражаются следующими бухгалтерскими записями.